Повёл бойцов в штыковую атаку
Недолгим получился боевой путь железнодорожника Калачинской дистанции пути Евгения Бессонова. Меньше месяца на фронте отмерила ему судьба. В тяжёлых боях Демянской наступательной операции он отдал за Родину самое дорогое, что у него было, – свою жизнь.
– О Евгении Ивановиче Бессонове ветераны нашей дистанции всегда вспоминали, как о душевном человеке, – рассказывает дежурный по переезду Калачинской дистанции пути Ольга Поддубикова. – Любовь к Родине, честность и бескорыстность были его главными моральными качествами.
Он жил, можно сказать, для людей, отдавал им всего себя, не считаясь со временем. Это был человек большой доброты и с отменными организаторскими способностями. Заметив это, руководство Калачинской дистанции пути назначило его заведующим железнодорожным клубом. Здесь Евгений Иванович, что называется, развернулся во всю. Он читал лекции, вёл беседы, направленные на укрепление трудовой дисциплины и безопасности движения поездов. Кроме того, решал социально-бытовые вопросы сотрудников. Для повышения их знаний организовал хорошую библиотеку, где помимо технической литературы, были и интересные художественные книги. Зная о том, какой тяжёлый труд у железнодорожников, Бессонов прилагал все усилия, чтобы устроить для них интересный культурный отдых – проводил концерты, приуроченные к праздникам, устраивал по вечерам танцы под гармошку для молодёжи. А ещё он искал среди работников магистрали талантливых людей и вовлекал их в художественную самодеятельность. Со временем у Евгения Ивановича сложился такой сильный творческий коллектив, что он замахнулся поставить спектакль на сцене Калачинского клуба железнодорожников. Эту премьеру, прошедшую 5 августа 1940 года, долго ещё с восхищением вспоминали работники магистрали, увидевшие своих коллег в драматических ролях.
– Постановка спектакля так понравилась начальнику дистанции Илье Лукьяновичу Пичугину, что он сразу же наградил Евгения Ивановича денежной премией, – отметила Ольга Леонидовна. – Возможно, из него получился бы очень хороший работник культуры.
Когда началась Великая Отечественная война, Бессонова долго не отпускали на фронт. Однако он настоял на своём и 19 января 1942 года был призван в ряды Красной Армии. Ему присвоили звание «младший лейтенант» и направили в 364-ю стрелковую дивизию, которую формировали в Омске. Здесь Евгения Ивановича назначили заместителем командира роты в 1216-м стрелковом полку. В феврале 1942 года дивизию срочно перебросили эшелонами на Северо-Западный фронт. 1 марта она сосредоточилась в районе Старой Руссы.
В этих краях произошло первое крупное окружение немецких войск – так называемый «демянский котёл». Противник же предпринимал отчаянные усилия по прорыву группировки из окружения. Один из вражеских ударов был направлен на 1216-й стрелковый полк, где служил Евгений Бессонов. Как следует из боевого донесения штаба воинской части, 25 марта 1942 года полк вёл бои в роще севернее деревни Соколово. Утром силами двух батальонов пехоты при поддержке миномётов противник прорвал передний край нашей обороны. К 19.00 того же дня, проведя огневую подготовку, полк стал исправлять положение. В роще огонь из стрелкового оружия не очень эффективен – деревья мешают, поэтому раздалась команда: «Примкнуть штыки!». Младший лейтенант Бессонов повёл своих бойцов в штыковую атаку.
Наверное, тем, кто знал его по Калачинской дистанции пути, трудно было представить весёлого и добродушного заведующего клубом в такой ситуации. Однако железнодорожник и его солдаты по дороге на фронт видели наши сожжённые села и разорённые города. И потому в них не было ни жалости к врагу, ни сомнений. С сибиряками, которые только-только прибыли на фронт, сошлись врукопашную ветераны немецкой группы армий «Север». Но фашисты не устояли перед штыковой атакой и были выбиты из рощи. Свыше 200 вражеских солдат и офицеров осталось в ней навсегда.
Однако не обошлось и без потерь с нашей стороны. Вместе с ещё четырьмя офицерами полка в этом бою погиб и заместитель командира роты Евгений Бессонов. Его похоронили у деревни Чернышёво Старорусского района Ленинградской области.
– Чуть больше двух месяцев продолжалась вся его армейская служба, и меньше месяца он был на фронте, – говорит Ольга Поддубикова. – В Калачинской дистанции пути о нём не забывают. Каждый год 9 мая имя нашего сотрудника, отдавшего свою жизнь на войне, звучит на праздничных мероприятиях. О нём помнят ветераны дистанции, о нём узнают молодые работники. Память о Бессонове Евгении Ивановиче жива.
Олег Таран
Газета Gudok.ru/Транссиб