Заливин Николай Семёнович

Гвардии старшина

Дата рождения: 19.12.1924 г.

Место рождения: деревня Заливино Тарского района Омской области
Дата призыва: 3.9.1942 г.

Место призыва (военкомат): Тарский РВК

Из воспоминаний Николая Семёновича:

«Отца наша семья потеряла рано, на руках матери осталось трое детей, из которых я был старшим. Помогая матери, я рано познал тяжкий крестьянский труд: косил, убирал урожай на своём огороде и колхозном поле, научился управлять лошадьми, заготавливать корма, дрова. В 15 лет мы с семьёй переехали в Тару, где и жили до моего призыва в армию.

Весть о нападении фашисткой Германии на нашу страну застала меня на работе. Все понимали, какая огромная беда обрушилась на каждую семью: на фронт уходили отцы, братья, мужья. 3 сентября 1942 года пришла повестка из Тарского военкомата и мне. С группой сельских ребят я прибыл в Калачинск, где формировалась 30-ая лыжная бригада. В бригаду прибывали сельские ребята из районов Омской области и других областей Сибири. Некоторые новобранцы были вчерашними школьниками, но в основном все были закалённые деревенским укладом сельские ребята.

С первых же дней нас готовили к отправке на фронт. Мы все должны были хорошо ходить на лыжах, уметь стрелять, готовить волокуши. Вот с этой целью наши командиры организовывали ежедневные занятия, которые длились по 12-16 часов. Никто из нас не роптал, так как каждый понимал, что на фронте нам предстоит преодолевать ещё большие трудности, связанные с опасностями, угрозой жизни.

С фронтов приходили тревожные вести. Каждый из нас стремился поскорее встать с оружием в руках в ряды защитников своей страны. В декабре 1942 года комиссией Сибирского военного округа была дана хорошая оценка нашей подготовленности к боевым действиям и приказ об отправке на фронт в ближайшее время.

В январе 1943 года началась погрузка в вагоны для отправки на фронт. В пути нас застала весть о завершении Сталинградской битвы пленением Паулюса и его трёхсоттысячной армии. Эта весть подняла наше настроение. В таком приподнятом настроении мы прибыли на станцию Ефремово, Тульской области, а оттуда по приказу командования были отправлены на передовую.

Мы шли походным маршем, на лыжах, с полной выкладкой на волокушах. Нам предстояло пройти сотни километров с ночёвками в лесу. Ведь приходилось соблюдать меры безопасности: в дневное время над нами постоянно «висели» немецкие самолёты, поэтому продвигались по маршруту только с наступлением темноты.

Сейчас я уже не смогу вспомнить, какие населённые пункты встречались на марше. Мы двигались к реке Десне, к Севску. Мне трудно описывать боевые действия по обороне Севска. Без волнения и слез я не могу вспоминать об этих боях, где мы потеряли многих однополчан.

Из-за бездорожья отстали тылы, не хватало боеприпасов, но сражались молодые сибиряки мужественно. Наша бригада понесла большие потери и была расформирована, вошла сначала в 28-ю лыжную бригаду, а затем в 115-ю стрелковую. Горько об этом вспоминать и писать.

Свой фронтовой путь с мая 1943 года я продолжил в составе 109-го гвардейского стрелкового полка 37-ой стрелковой дивизии I Белорусского фронта. Я получил тяжёлое ранение и проходил длительный курс лечения в госпитале в глубоком тылу в г. Сердобске Пензенской области, где меня и застала весть о Победе, но для меня война ещё не закончилась. С мая по ноябрь 1945 года я продолжал участвовать в действиях против японской армии в составе II Дальневосточного фронта в звании гвардии старшины роты 306-го гвардейского полка 109-ой гвардейской стрелковой дивизии».