Кукис Михаил Александрович

Кукис Михаил Александрович родился в 1910 в д. Дмитриевка Татарского района Новосибирской области.

На фронт призван Оконешниковским РВК Оконешниковского района Омской области.

Ефрейтор 35-го саперного батальона 59-ой стрелковой дивизии Дальневосточного фронта. Выполнял задачи по обороне дальневосточных рубежей СССР.

За образцовое выполнение заданий на фронте борьбы с японскими агрессорами и проявленную при этом доблесть и мужество награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией», орденом Отечественной войны II степени.

В Калачинскую дистанцию пути Михаил Александрович пришел работать в 1935 году дорожным мастером. Стахановец. В 1937 году за стахановскую работу награжден путевкой в дом отдыха. Победитель соц.соревнования в 1946, 1950 гг. В 1949 году Министерством путей сообщения награжден денежной премией «за выполнение плана путевых работ и проявленную инициативу в деле оздоровления пути». Трудовой железнодорожный стаж 35 лет. За многолетний добросовестный труд награжден медалью «За трудовую доблесть». Ветеран труда.

Дороги ефрейтора Кукиса

Сапёры не так часто участвуют в парадах – это привилегия военнослужащих других родов войск. Фронтовику Михаилу Кукису выпала такая честь. О ветеране войны и труда рассказывает дежурный по переезду Калачинской дистанции пути Ольга Поддубикова.

– Михаил Александрович Кукис – большой труженик, – говорит Ольга Леонидовна. – В Калачинскую дистанцию пути он пришёл работать в 1935 году. И уже спустя два года за добросовестный труд и ответственное отношение к порученному делу его наградили путёвкой в дом отдыха. В числе первых он пошёл в военкомат, когда началась Великая Отечественная война.

Однако на фронт рядового Кукиса не отправили. Вместе с другими добровольцами он поехал на Дальний Восток. Здесь умелого, сноровистого бойца определили в 35-й сапёрный батальон 59-й стрелковой дивизии. Со временем Михаилу Александровичу присвоили звание «ефрейтор».

Всю войну его воинская часть простояла на дальневосточных рубежах в составе войск прикрытия, в ожидании нападения Японии. А в июне 1945 года дивизию перебросили к границе с Маньчжурией.

В начале августа сапёры, среди которых был и ефрейтор Кукис, а также приданные им подразделения, прокладывали сквозь сплошную тайгу дорогу. За 4 дня, вырубая деревья и зачищая территорию, они проложили сплошной бревенчатый путь протяжённостью 12,5 км. Во многом благодаря этой дороге дивизия была обеспечена всем необходимым и успешно начала 9 августа наступление.

В Маньчжурии им пришлось пройти ещё 300 км по бездорожью. Сапёры всегда двигались впереди, вместе с разведчиками, принимая на себя удары врага из засад и атаки солдат-смертников. Ефрейтор Кукис и его боевые товарищи отбивали нападения, разминировали объекты, ремонтировали мосты и прокладывали дорогу для наступающих войск. Мужество и тяжкий солдатский труд командование оценило, наградив Михаила Александровича медалью «За боевые заслуги». Но главной наградой для воина стало то, что он остался жив и даже поучаствовал в важном памятном мероприятии.

О Параде Победы в Харбине 16 сентября 1945 года вспоминают нечасто. Но для китайского города и десятков тысяч советских солдат, освобождавших его, это было важно событие. Волновался и ефрейтор Кукис, стоя в рядах своего сапёрного батальона на привокзальной улице. Парадного обмундирования бойцам не выдавали, а потому, выстирав и выгладив полевую форму, маршировали в ней. Этот путь вдоль улицы, увешанной красными флажками, заполненной освобождённым населением, радостно встречавшим бойцов Красной Армии, навсегда остался в памяти Михаила Александровича. А ещё об этом напоминала вторая награда – медаль «За победу над Японией».

Ну, а третьей важной дорогой в его жизни стала стальная магистраль, на которую он вернулся в 1946 году после демобилизации. Истосковавшись по мирному труду, дорожный мастер 7-го околотка Калачинской дистанции пути Кукис в том же году стал победителем социалистического соревнования и повторил своё достижение спустя четыре года.

– Наш Михаил Александрович за выполнение плана путевых работ и проявленную инициативу в оздоровлении пути награждался премией Министерства путей сообщения СССР в 1949 году, – подчеркнула в конце рассказа Ольга Поддубикова. – Вместе с боевыми наградами он с гордостью носил заслуженные на дороге медали «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда». Дорожный мастер Кукис отдал беззаветному служению магистрали 35 лет своей жизни.

Олег Таран

Газета Gudok.ru/Транссиб

Выпуск № 007  20.01.2021