Привёл подмогу боевым товарищам

Кавалерист гвардии рядовой Иван Лысенко воевал лихо и отважно. А по-другому ему было и нельзя, ведь он служил в гвардейском кавалерийском корпусе, прославившимся своими боевыми делами. О ветеране войны и труда рассказывает дежурный по переезду Калачинской дистанции пути Ольга Поддубикова.

– Иван Иосифович родился в деревне Докучаевка Омской области, – сообщает Ольга Леонидовна. – С малых лет он был приучен к сельскому труду, был хорошим помощником у родителей. Окончив начальную школу, пошёл трудиться в колхоз. Ему поручили возить на подводе дрова и солому. Делал это охотно и очень любил лошадей.

Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В Красную Армию Ивана Лысенко призвали только в 1943 году. В военкомате приняли во внимание навыки крепкого деревенского паренька и направили его служить в кавалерию, в 3-й гвардейский кавкорпус. Это соединение не раз было на самом острие многих наступательных операций.

Гвардии рядовой Лысенко попал служить в 17-й гвардейский кавалерийский полк 5-й гвардейской кавалерийской дивизии. Ему приходилось участвовать в ночных рейдах в тыл врага, действовать в лесах, в условиях бездорожья, где лошади были незаменимы. Кавалеристы не раз отправлялись в разведку за «языками». Однажды «добычей» Ивана Иосифовича стал немецкий офицер, которого он оглушил и доставил в расположение полка буквально под носом вражеских часовых.

Свою первую награду, медаль «За боевые заслуги», гвардеец-кавалерист получил за разведку боем, которую проводил полк в районе польского населённого пункта Гженды. Ранним утром 20 сентября 1944 года спешенные кавалеристы скрытно подобрались к траншеям врага и после 10-минутной артподготовки бросились в атаку. 4-й эскадрон полка, где служил связным гвардии рядовой Лысенко, действовал умело. Противник пытался контратаковать и едва не окружил первый взвод. Тогда командир эскадрона гвардии старший лейтенант Куприянов отправил связного за подмогой. Оставшиеся бойцы удерживали захваченную высоту. Под сильным огнём противника, с риском для жизни Иван Лысенко добрался до своих. Доложив обстановку, он лично привёл на высоту отправленный на помощь второй взвод эскадрона и выручил боевых товарищей.

После освобождения нескольких районов Польши кавкорпус втянулся в тяжёлые бои в Восточной Пруссии. 17-й гвардейский кавполк 20 января 1945 года, при поддержке танкистов и батареи «катюш», штурмовал станцию Хагеманн и несколько рядом расположенных населённых пунктов. 4-й эскадрон брал небольшой городок Мушакен. В один из напряжённых моментов уличного боя Иван Иосифович, как записано в наградном приказе, «презирая смертельную опасность, ворвался в дом, откуда противник вёл интенсивный огонь из пулемёта и не давал возможности продвинуться его взводу. Здесь товарищ Лысенко броском гранаты уничтожил вражеский пулемёт с его прислугой, обеспечив тем самым свободу продвижения взвода по очистке города». За умелые и мужественные действия сибиряка наградили медалью «За отвагу», а чуть позже отважного кавалериста нашла ещё одна награда – медаль «За взятие Кёнигсберга».

Война в мае 1945 года закончилась не для всех фронтовиков. После Великой Победы кавалеристов направили в Западную Украину, где они ещё 2 года гоняли по дремучим лесам бандеровцев.

В Сибирь Иван Лысенко вернулся только в 1948 году. Решил поменять сельскую жизнь на труд железнодорожника и устроился в Калачинскую дистанцию пути старшим путевым рабочим. Здесь повстречал свою будущую жену – Александру Ивановну, которая работала на железнодорожном переезде. Поженились, жили на разъезде 2812 км.

Работал бывший кавалерист на совесть, и в 1962 году за достигнутые успехи в труде его портрет был занесён в Книгу Почёта Калачинской дистанции пути. А в 1965 году его назначили бригадиром пути 7-го околотка. Иван Иосифович принимал активное участие в общественной жизни – был депутатом Крутолученского сельского совета.

– Когда в 1982 году он уходил на заслуженный отдых, у него за плечами было 35 лет, отданных родной дистанции, – отметила Ольга Поддубикова.

Олег Таран

Газета Gudok.ru/Транссиб

Выпуск № 187 / 07.10.2020

Фото: архив калачинской дистанции пути