Репрессии финнов 1937-1941

Врагами сталинский режим называл немцев и калмыков, ингушей и крымских татар. Попали в этот скорбный список и финны, которых выслали из родных мест в отдаленные районы Сибири. Это было позже, в на­чале 40-х годов. А чуть раньше прокатилась волна репрессий, задевшая в основном тех финнов, которые в начале 30-х бежали от великой депрессии, охватившей многие страны. Бежали от безработицы и неуверенности в зав­трашнем дне в якобы счастливую страну трудящихся, а попадали в ссылки и лагеря НКВД. Попытки же вернуться назад оборачивались арестом, судом, заключением и снова ссылкой.

Особенно рьяно сотрудники НКВД по Омской области вычищали «вра­гов народа» в 1938 году. За одно «прибирали к рукам» и тех финнов, которые жили в нашей области со времен строительства Транссибирской магис­трали и столыпинского переселения крестьян. Многие из них здесь обзавелись семьями, обрусели, получили русские фамилии, оставаясь финнами. Обвинения в основном предъявлялись стандартные: шпионаж, контрреволюционная агитация и пропаганда, т. е. 58-я статья, по которой были осуждены тысячи и тысячи совет­ских граждан.

О ВЫСЕЛЕНИИ ИЗ ПРИГОРОДОВ ЛЕНИНГРАДА НАСЕЛЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ И ФИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

Донесение В. М, Молотова, Г. М. Маленкова, А. Н. Косыгина и А. А. Жданова И. В. Сталину.

Совершенно секретно.

28 августа 1941 г. Передано по В. Ч. 29. VIII в 10 ч.

Москва, тов. Сталину.

Сообщаем, что нами принято решение о немедленном переселении из пригородов Ленинграда немецкого и финского населения в количестве 96 ООО человек.

Предлагаем выселение произвести в Казахстан -15 000 человек, в Красноярский край – 24 000 человек, в Новосибирскую область – 24 000 человек, в Алтайский край – 12 000 человек и Омскую область – 21 000 человек.

Организацию переселения возложить на НКВД.

Просим утвердить это предложение.

 Молотов, Маленков, Косыгин, Жданов.

 

СТРАШНЫЙ СЧЕТ

Татьяна Четверикова

Протокол заседания тройки НКВД времен 1937-1938 годов больше по­хож на реестр. Слева – порядковый номер, фамилия, сведения о человеке, уместившиеся в 6-10 строк, справа – вердикт: расстрелять, 10 лет лишения свободы, освободить с зачетом предварительного заключения. Последнее намного реже, чем первое. Из протокола нельзя извлечь ничего человеческого: ни обсуждений, ни сомнений, ни доводов: реестр и подписи членов тройки.

Читать далее…

 

Библиография:

  1. Возвращение памяти. Репрессии финнов на Омской земле / редактор-составитель Т.Г. Четверикова, ответственный за выпуск М.А. Сбитнева // Омск. «Полиграфический центр» ЧП Кухар Г.Г.  – 2001. -92 с. 
  2. История российских немцев в документах (1762-1992) М. 1993. С. 158, 160.